Бережливая школа

Бережливое производство — что это?

lean production, lean manufacturing (англ. lean— постный, стройный, без жира; в России с 2004 года принят перевод «бережливое», хотя ранее встречались варианты «стройное», «щадящее», «рачительное», сейчас также встречается вариант с транслитом «лин») — концепция менеджмента, созданная на Toyta и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь.

Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Целями бережливого производства являются:

  • сокращение трудозатрат,
  • сокращение сроков разработки новой продукции,
  • сокращение сроков создания продукции,
  • сокращение производственных и складских площадей,
  • гарантия поставки продукции заказчику,
  • максимальное качество при минимальной стоимости.
Бережливые технологии в нашей школе становятся образовательным и воспитательным средством обучающихся, ведь им предстоит жить, работать и развивать научный потенциал в условиях обновленного общества. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, происходит приобщение к его культуре и формируется бережливый стиль мышления и образ жизни, что так важно в условиях современного быстро развивающегося мира.
С целью создания бережливого образовательного пространства для обучения и воспитания молодых ученых с мая 2019 г. наша школа вошла в число участников проекта «Внедрение бережливых   технологий   в деятельность общеобразовательных  организаций  Белгородской области («Бережливая школа»)» в качестве муниципальной опорной площадки для 25 школ Старооскольского городского округа.

Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.

Визуальная навигация — один из инструментов бережливого управления, который успешно применяется в нашей школе. Разработан и размещен на входе навигатор по зданию школы, он помогает детям и родителям успешно ориентироваться в пространстве. Есть также внешняя навигация – обозначены входы и выходы из здания. Отдельное внимание уделяется визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Вся разметка стандартизирована.

Слайд8Слайд9

В школе реализован клиентоориентированный дизайн помещений. Мы  стараемся использовать в пространстве дидактические элементы, созданы рекреационные зоны: коворкинг-пространство, зоны комфорта для учащихся, учителей, родителей.

Внедрение инструментов бережливого управления началось в нашей школе с доски задач.

Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Сразу после внедрения, мы пришли к выводу, что доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Данная система внедрена в нашей школе повсеместно: от рабочего места директора до рабочих мест учителей. С целью достижения знаменитой японской собранности и лаконичности мы прошли все 5 шагов.

Введен стандарт рабочего места. Стандартизация применена в разных направлениях: от расположения мебели и оргтехники, до описания содержимого шкафов.

Слайд18Слайд14

В ОУ был успешно применен и такой инструмент бережливых технологий как картирование потока создания ценности. Применение данного инструмента позволило за более короткий срок добиться значимых результатов по определенным направлениям работы.

Так, в 2019-2020 учебном году были разработаны и успешно опробованы следующие проекты:

Методические материалы :

Анализ веб сайтов