Центр содействия укреплению здоровья школьников

 

В Программе развития образования Старооскольского городского округа одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций является здоровьесбережение, при этом в качестве значимой меры по сохранению и улучшению здоровья детей определено создание школьных  Центров здоровья.

С 2010 года в нашей школе функционирует Центр содействия укреплению здоровья школьников.

В целях организации  деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, развитию культуры здорового образа жизни утвержден Совет Центра, в состав которого входят заместители директора, социальный педагог, педагог-психолог, учитель логопед, фельдшер, учителя физической культуры.

Членами Центра  разрабатывается и утверждается план работы  Центра на  текущих   учебный год. В течение учебного года ведется целенаправленная работа по укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни и культуры здорового питания. В рамках работы Центра разработана и реализуется Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровое поколение».

В своей деятельности по здоровьюсбережению  педагогический коллектив школы опирается на  следующие нормативные документы:

- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка;

- СанПиН 2.4.2.2821-10  («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);

- национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа»

- муниципальная программа «Развитие образования Старооскольского городского округа на 2015 – 2020 годы», утверждённая постановлением главы администрации Старооскольского  городского округа от 30 октября 2014 года  № 3681;

- Положение о Центре содействия укреплению здоровья школьников МБОУ «СОШ №20 с УИОП».

Согласно положению, основными направлениями деятельности центра являются:

  1. Формирование здоровьесберегающей инфраструктуры
  2. Организация оздоровительная  работа
  3. Обучение школьников культуре здоровья
  4. Комплексная диагностика состояния здоровья школьников
  5. Консультативная деятельность

Для формирования комфортного, безопасного пространства школы развивается и совершенствуется комплекс здоровьесберегающей инфраструктуры:

  • столовая;
  • медицинский кабинет;
  • спортивный зал, оснащенный необходимым спортивным инвентарем;
    • спортивные площадки: футбольное поле, баскетбольная площадка; волейбольная площадка; гимнастический городок (стенки, руколазы, перекладины для подтягивания, брусья параллельные, снаряды для сгибания рук);
    • спортивный комплекс для занятий воркаутом;
    • зал хореографии;
    • сенсорная комната;
    • кабинеты  педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда;
    • кабинет ОБЖ.

С 2014 года МБОУ «СОШ №20 с УИОП» является одним из участников государственной программы «Доступная среда», направленной на создание условий для совместного обучения и социального взаимодействия детей   с  ограниченными  возможностями  здоровья,  детей–инвалидов.

В школе создана безбарьерная среда. Центральный вход оборудован современным  пандусом, первый этаж подготовлен для обучения маломобильных ребят, оборудован специальный санузел.

Для слабовидящих детей в школе приобретены и  установлены стационарный и многофункциональные портативные увеличители SmartViewVersa +, служащие для увеличения и демонстрации текста и объектов с различных поверхностей.

Для улучшения слухового восприятия речи, коррекции произношения детей с нарушением слуха приобретен Инфракрасный динамик-усилитель И.Р. Свифт «Инфракрасный помощник».

В логопедическом кабинете установлен коррекционно-развивающий программный комплекс «Живой звук», предназначенный для помощи детям, имеющим нарушения слуха и речи разной степени тяжести и происхождения.

В школе оборудована сенсорная комната. Занятия в сенсорной комнате способствуют сохранению и укреплению пси­хофизического и эмоционально­го здоровья учащихся с помо­щью мультисенсорной среды.

Школа, являясь ресурсным центром образовательного округа №2, предоставляет возможность использования специализированного оборудования детям с ОВЗ.

С целью определения качества сформированной инфраструктуры был проведен социологический опрос родителей и учащихся, результаты которого подтверждают их удовлетворенность созданными условиями.

http://www.sh-20.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D1%83%D1%87.jpg

http://www.sh-20.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Организация оздоровительной работы, которая сориентирована на повышение эффективности образовательной деятельности, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, а также на выработку практики эффективного чередования труда и отдыха.
Организация оздоровительной работы ведется в учебной и внеучебной деятельности, а также в рамках реализации дополнительных образовательных программ.
В школе сегодня работают спортивные секции, на протяжении ряда лет ведется совместная работа с детскими спортивными школами и клубами, а также Дворцом спорта им. А. Невского.
Доля учащихся, занимающихся различными видами спорта, составляет 34% от общего числа детей. В школе Советом комитета физической культуры организована работа по подготовке спортсменов–разрядников, а также по выполнению областного физкультурного комплекса норм ГТО. 100% от числа учащихся основной медицинской группы успешно сдают нормы ГТО.
На базе школы работает медицинский кабинет, который имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Фельдшер школы регулярно посещает уроки физической культуры, спецмедгрупп, проверяя нагрузку детей на уроке, пульсометрию, самочувствие детей, даёт рекомендации.
Проведение профилактических мероприятий, таких как соблюдение режима проветривания, дезинфицирующего режима в период эпидемии, витаминотерапии, выполнение точечного массажа с учащимися начальной школы, способствовало снижению заболеваемости детей ОРЗ и ОРВИ в прошлом учебном году на 4%.
В школе ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся. Данные осмотров за последние 3 года говорят о правильности выбранного пути по формированию ценностного отношения к здоровью.

Мониторинг заболеваемости

http://www.sh-20.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3.png

Распределение учащихся по уровню физического здоровья следующее:

http://www.sh-20.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%822.jpg

 

Все школьники находятся под постоянным медицинским контролем и по итогам медицинского осмотра распределены на 3 группы:

http://www.sh-20.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82.3.png

 

Рациональное питание учащихся – одно из важнейших условий эффективности здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях. Мониторинг охвата питанием учащихся льготной категории показал, что все ученики из многодетных и малообеспеченных семей получают горячее питание. Для учащихся 1-11 классов организовано 2-х разовое горячее питание.

Горячие молочные завтраки получают 100% обучающихся. 100% обучающихся их многодетных и из малообеспеченных семей получают дотационное (льготное) питание.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление, разностороннее развитие, самореализацию и социальную адаптацию детей осуществляется через многолетнюю работу школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Робинзония», 420 учащихся отдыхали в школьном оздоровительном лагере, из них 35 получили бесплатные путевки.

Организация здоровьесберегающей деятельности невозможна без обучения школьников культуре здоровья, что предполагает формирование ценностных установок и жизненных приоритетов, ориентирующих на соблюдение здорового образа жизни и самореализацию личности.

С этой целью для учащихся начальных классов разработано программное приложение «Электронный дневник здоровья», цель которого‑сформировать навык самоанализа жизнедеятельности ребенка. С целью формирования медицинской культуры учащихся детской организацией «Мечтатели» под руководством педагога-организатора разработан и реализуется проект «Здоровым быть здорово!» Ежемесячно в дни здорового ребенка (по вторникам и четвергам)  учащиеся школы посещают детскую поликлинику, где учатся пользоваться инфоматом, знакомятся с работой кабинета ЛФК, порядком проведения профилактических прививок в рамках национального календаря прививок (слайд).

Обучение ПДД осуществляется в рамках дополнительных образовательных программ «Дети.Велосипед.Дорога», Программа по ПДД для 1-1 классов (10 часов).

С 2016 г. в рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Школа дорожной безопасности» для учащихся 5-х классов.

С целью реализации данных программ педагогами нашей школы  разработаны следующие дидактические средства: программное приложение построения схемы безопасного движения ребенка в школу, 3D-модель микрорайона Олимпийский с указанием безопасного пути из школы  к домам учащихся, интерактивные площадки по безопасности дорожного движения. Познакомиться с безопасным маршрутом дети и их родители могут в разделе «Азбука безопасности» сайта школы.

Тем не менее, здоровьесберегающая деятельность требует постоянного контроля и обновления методов работы. Следовательно, корректировка организации здоровьесберегающей деятельности требует грамотного и своевременного мониторинга.

Комплексная диагностика состояния здоровья школьников. Участниками мониторинга являются учащиеся образовательной организации, педагоги, родители, учителя информатики, физической культуры, медицинские работники, специалисты Центра. Совершенствуя систему мониторинга здоровья школьников, мы внедряем мобильную систему анкетирования. Так, часть анкет, используемых для комплексной диагностики, была переведена в электронную форму и размещена в разделе «Центр здоровья» сайта школы, что позволило автоматизировать процесс сбора и обработки.

Таким образом, комплексный мониторинг позволяет проанализировать и сформулировать перспективную оценку здоровьесберегающей деятельности школы.

Дальнейшее оказание помощи всем участникам образовательных отношений по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления реализуется Центром через направление Консультативная деятельность.

С целью пропаганды здорового образа жизни один раз в четверть в школе проводится родительский лекторий «Что делать, если…». Получить ответы на вопросы, связанные с сохранением  и укреплением здоровья, родители и дети могут в ходе встреч со специалистами  Старооскольского наркологического диспансера, медицинскими работниками детской поликлиники №2, инспектором ОДН УМВД России по г. Старый Оскол.

Школьная социально-психологическая служба уделяет большое внимание вопросам профилактики правонарушений, преступлений, формированию здорового образа жизни.

Для онлайн поддержки детей и родителей на сайте школы размещена подборка рекомендаций во вкладках «Родителям», «Первый раз в первый класс», а также  на странице социально-психологической службы. Социальный педагог и психолог помогают учащимся и родителям найти ответы на некоторые психологические и просто жизненные вопросы, используя для этого электронную почту и сервис «Форум».

Членами Совета профилактики разработан и реализуется социальный проект «Мы голосуем против ПАВ!», Программа правового всеобуча педагогов, родителей, учащихся «Я о законе. Закон обо мне».

Учащиеся школы активно участвуют в волонтерском движении, выпускают санбюллетени, разрабатывают здоровьеориентированные проекты, участвуют в изготовлении и распространении памяток по здоровьесбережению.

С 2008 года школа является ресурсным центром образовательного округа № 2, одной из функций которого стала координация деятельности сети «Центров содействия укреплению здоровья школьников». В условиях сетевого взаимодействия возрастает качество обеспечения здоровья школьников, формируются новые продуктивные формы взаимодействия. Так, традиционной стала ежегодная социально-профилактическая акция «Засветись!» учащихся и воспитанников образовательных организаций нашего округа.

В результате грамотного взаимного сотрудничества Центра здоровья с учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, дополнительного образования детей, школами и учреждениями образовательного округа №2 осуществляется формирование осознанного отношения учащихся  к собственному здоровью.

 

 

Анализ веб сайтов